Я, наверняка, скажу банальную вещь: «Все мы были детьми». Кто-то помнит свое детство еще с детского садика, кто-то утверждает, что до начальной школы ничего в памяти не отложилось. Но, тем не менее, все без исключения помнят такое нелюбимое «нельзя». Некоторые из нас безоговорочно слушались родителей, а кто-то и нарушал родительские запреты. Но все мы тогда думали, что вот станем взрослыми, то своим детям будем позволять, как минимум все. J
И вот мы – родители. Ну? Кто может похвастаться тем, что воспитывает своих деток в стиле абсолютной вседозволенности?
Первое «нельзя» у меня вырвалось, когда Насте было 7 месяцев, и она начала активно изучать окружающее ее пространство. И тогда же появилось много вопросов: что запрещать ребенку, как реагировать на нарушение запретов, как верно определить границы «можно-нельзя»? Ведь в этом возрасте очень важно не допустить ошибку, что бы позже ребенок воспринимал наши слова всерьез и адекватно.
И вот, полазив в просторах всемирной паутины и изучив соответствующую литературу, я вывела несколько основных правил.
- «Нельзя, потому что…». Даже маленькому ребенку все причины запретов нужно объяснять. Естественно, нет необходимости вдаваться в подробности и глубокие умозаключения. Достаточно в связке со словом «нельзя», для совсем малышей, использовать ключевое слово запрета: горячо, электричество, газ… Когда малыш подрастет, можно объяснить связи и следствия. Так, к примеру, уже годовалому ребенку можно одним - двумя предложениями объяснить, почему нельзя трогать ту или иную вещь.
- Категорических «нельзя» психологи советуют использовать не более десяти. Объясняется это легко: при их избытке, когда на каждом шагу малыш будет слышать «нельзя», то значимость этого слова будет уменьшаться.
- Маленьким деткам нужно обязательно «предлагать замену». Недостаточно забрать запрещенную вещь или оторвать от запрещенного действия. Нужно отвлечь, переключить внимание на что-то другое, будь-то игрушка или предложение совершить какое-нибудь несложное задание. У нас просьба сложить пирамидку действует безотказно вот уже два месяца. ;-)
- Обязательный зрительный контакт. Ваш запрет не возымеет действия, если вы его озвучите с другого конца комнаты, не отрываясь от компьютера или разговора по телефону. К малышу нужно всегда подходить, и когда обращаетесь к нему, обязательно ищите зрительный контакт. Психологи считают это очень важным. Потому что у деток рассеянное внимание, и со временем ваши предостерегающие окрики он просто начнет воспринимать как «фон» и не будет на них реагировать.
- Одно из самых главных правил: все запреты должны быть целесообразны и оправданны.
Пример 1: Почему ребенку нельзя прокатиться с горки и плюхнуться попой в траву? – Он испачкается. Конечно, малыш должен учиться уважать чужой труд, но этот разговор стоит отложить на более поздний срок, а пока одевать ребенка в то, что не жалко испачкать.
Пример 2: Почему нельзя раскидывать вещи из комода? – Ответ очевиден. Но может лучше «закрыть доступ» к «раздражителю» или дать вволю «похозяйничать», но не использовать «ненужные нельзя».
Мы, к примеру, за месяц моего терпеливого ежедневного собирания вещей обратно в комод уже потеряли интерес к этому действу. Теперь просто открываем дверцы, вытаскиваем ящики и со спокойной душой идем играть игрушками.
Подведя итог, начала подсчитывать наши «нельзя» получилась такая картина:
- ток: розетка, провода;
- бытовая химия (в ванной всякие баночки);
- ручки на газовой плите;
- облизывать пол (J была у нас такая странная привычка);
- драться (иногда начинает бить ручками и следить за реакцией);
- с недавнего времени наша малявочка научилась залазить на стулья, так что безапелляционным табу стали окна;
- кусать мамину грудь ;-) ;
- выливать воду (тут я как раз и нарушила вышеуказанные правила, так как можно было давно закрыть эту тему);
- подбирать что-то с пола в рот;
- рвать книги.
Вроде все. Из данного списка пункты 4 и 7 уже канули в лету, освободив место для чего-то в будущем.
P.S.: пару дней назад моя дочь обнаружила, что очень интересно топать по лужам. Этому своему открытию она посвятила 20 минут, а я потом столько же времени отдала стирке. ;-)
Зато была получена масса положительных эмоций от нового открытия.
Согласна с вами на все 100 %. Нельзя не должно быть много!
ОтветитьУдалитьХорошо и понятно написано. Я лично руководствуюсь теми же принципами, только список нельзя поменьше немного...)))
ОтветитьУдалитьЖанна, с нашим характером остерегаюсь появлению еще большего....)))))
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо, что заглядываете к нам. :)
Вы мне напомнили одну английскую сказку, где отрицательных персонажей звали Нельзя, Несмей и Стыдись. Наверное, не просто так :)
ОтветитьУдалитьЯ тоже предпочитаю удалить раздражители и не соблазнять человека, чем потом кричать нельзя.
Обязательно нужно объяснять ребенку причину отказа. Пользуюсь многими "пунктами" из этого списка. :)
ОтветитьУдалитьОлли и Мишель, спасибо, что заглядываете.
ОтветитьУдалить