Обо мне

Моя фотография
Где-то рядом
Перед тем как родиться малыш спросил у Бога, что ему делать на Земле. Бог сказал: -Я дам тебе ангела, который все тебе объяснит, всему научит и всегда будет рядом с тобой. -Но я не знаю его языка! -Он научит тебя своему языку. -А как его будут звать? -Ты будешь называть его "МАМА"

понедельник, декабря 07, 2009

Эти ужасные "НЕЛЬЗЯ"


Я, наверняка, скажу банальную вещь: «Все мы были детьми». Кто-то помнит свое детство еще с детского садика, кто-то утверждает, что до начальной школы ничего в памяти не отложилось. Но, тем не менее, все без исключения помнят такое нелюбимое «нельзя». Некоторые из нас безоговорочно слушались родителей, а кто-то и нарушал родительские запреты. Но все мы тогда думали, что вот станем взрослыми, то своим детям будем позволять, как минимум все. J



И вот мы – родители. Ну? Кто может похвастаться тем, что воспитывает своих деток в стиле абсолютной вседозволенности?



Первое «нельзя» у меня вырвалось, когда Насте было 7 месяцев, и она начала активно изучать окружающее ее пространство. И тогда же появилось много вопросов: что запрещать ребенку, как реагировать на нарушение запретов, как верно определить границы «можно-нельзя»? Ведь в этом возрасте очень важно не допустить ошибку, что бы позже ребенок воспринимал наши слова всерьез и адекватно.



И вот, полазив в просторах всемирной паутины и изучив соответствующую литературу, я вывела несколько основных правил.





  1. «Нельзя, потому что…». Даже маленькому ребенку все причины запретов нужно объяснять. Естественно, нет необходимости вдаваться в подробности и глубокие умозаключения. Достаточно в связке со словом «нельзя», для совсем малышей, использовать ключевое слово запрета: горячо, электричество, газ… Когда малыш подрастет, можно объяснить связи и следствия. Так, к примеру, уже годовалому ребенку можно одним - двумя предложениями объяснить, почему нельзя трогать ту или иную вещь.


  2. Категорических «нельзя» психологи советуют использовать не более десяти. Объясняется это легко: при их избытке, когда на каждом шагу малыш будет слышать «нельзя», то значимость этого слова будет уменьшаться.


  3. Маленьким деткам нужно обязательно «предлагать замену». Недостаточно забрать запрещенную вещь или оторвать от запрещенного действия. Нужно отвлечь, переключить внимание на что-то другое, будь-то игрушка или предложение совершить какое-нибудь несложное задание. У нас просьба сложить пирамидку действует безотказно вот уже два месяца. ;-)


  4. Обязательный зрительный контакт. Ваш запрет не возымеет действия, если вы его озвучите с другого конца комнаты, не отрываясь от компьютера или разговора по телефону. К малышу нужно всегда подходить, и когда обращаетесь к нему, обязательно ищите зрительный контакт. Психологи считают это очень важным. Потому что у деток рассеянное внимание, и со временем ваши предостерегающие окрики он просто начнет воспринимать как «фон» и не будет на них реагировать.


  5. Одно из самых главных правил: все запреты должны быть целесообразны и оправданны.

Пример 1: Почему ребенку нельзя прокатиться с горки и плюхнуться попой в траву? – Он испачкается. Конечно, малыш должен учиться уважать чужой труд, но этот разговор стоит отложить на более поздний срок, а пока одевать ребенка в то, что не жалко испачкать.


Пример 2: Почему нельзя раскидывать вещи из комода? – Ответ очевиден. Но может лучше «закрыть доступ» к «раздражителю» или дать вволю «похозяйничать», но не использовать «ненужные нельзя».



Мы, к примеру, за месяц моего терпеливого ежедневного собирания вещей обратно в комод уже потеряли интерес к этому действу. Теперь просто открываем дверцы, вытаскиваем ящики и со спокойной душой идем играть игрушками.



Подведя итог, начала подсчитывать наши «нельзя» получилась такая картина:




  1. ток: розетка, провода;


  2. бытовая химия (в ванной всякие баночки);


  3. ручки на газовой плите;


  4. облизывать пол (J была у нас такая странная привычка);


  5. драться (иногда начинает бить ручками и следить за реакцией);


  6. с недавнего времени наша малявочка научилась залазить на стулья, так что безапелляционным табу стали окна;


  7. кусать мамину грудь ;-) ;


  8. выливать воду (тут я как раз и нарушила вышеуказанные правила, так как можно было давно закрыть эту тему);


  9. подбирать что-то с пола в рот;


  10. рвать книги.


Вроде все. Из данного списка пункты 4 и 7 уже канули в лету, освободив место для чего-то в будущем.



P.S.: пару дней назад моя дочь обнаружила, что очень интересно топать по лужам. Этому своему открытию она посвятила 20 минут, а я потом столько же времени отдала стирке. ;-)


Зато была получена масса положительных эмоций от нового открытия.


6 комментариев:

  1. Согласна с вами на все 100 %. Нельзя не должно быть много!

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошо и понятно написано. Я лично руководствуюсь теми же принципами, только список нельзя поменьше немного...)))

    ОтветитьУдалить
  3. Жанна, с нашим характером остерегаюсь появлению еще большего....)))))

    Ирина, спасибо, что заглядываете к нам. :)

    ОтветитьУдалить
  4. Вы мне напомнили одну английскую сказку, где отрицательных персонажей звали Нельзя, Несмей и Стыдись. Наверное, не просто так :)

    Я тоже предпочитаю удалить раздражители и не соблазнять человека, чем потом кричать нельзя.

    ОтветитьУдалить
  5. Обязательно нужно объяснять ребенку причину отказа. Пользуюсь многими "пунктами" из этого списка. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Олли и Мишель, спасибо, что заглядываете.

    ОтветитьУдалить